Понедельник, 2024-05-20, 3:50 PM
Приветствую Вас, Гость

Теория организации. Формальная и неформальная организация.



Формальная организация - это организация узаконенная, официально признанная, имеющая внешние формы, в которых она зафиксирована и в которых отображается. Такими формами служат организационные документы: уставы, положения, инструкции, методики, нормативы, правила, стандарты и т.п. Обиходная речь слову "формальный” придает негативный оттенок: формальное, значит, незаинтересованное в результатах, равнодушное отношение к выполнению должностных обязанностей, формальное мероприятие - не отвечающее действительной потребности, а проведенное лишь бы отчитаться, "для галочки” и т.д. И действительно, злоупотребление формальностями ведет к бюрократическим извращениям. Но видеть в формальном только негативное и не замечать позитивного было бы ошибочно. Формальное имеет следующие достоинства:

- делает общим достоянием вновь полученные умения и основанные на них передовые технологии и приемы работы;

- обеспечивает "прозрачность” постановки дела для учёта и гласность для связей с общественностью, что весьма важно для демократизации менеджмента. О пользе формального могут свидетельствовать и многочисленные факты техногенных аварий и катастроф, когда анализ их причин почти в половине случаев указывает на несоблюдение правил эксплуатации и техники безопасности эксплуатационным персоналом, экипажами.

Неформальная организация возникает вследствие принципиальной неполноты формальной. Сколь бы скрупулезно ни подходили к составлению, скажем, должностной инструкции, всех мыслимых ситуаций, какие могут случиться, заранее предусмотреть нельзя. Жизнь гораздо богаче концептуальных схем, и в ней возникают непредвиденные моменты, когда во "внештатной” ситуации надо действовать, сообразуясь не с инструкцией, которая здесь "молчит”, а руководствуясь пониманием своего долга, оценкой реальных обстоятельств. Неформальная организация порождается также относительностью объективного знания в каждый исторический период, какое постоянно пополняется по мере развития цивилизации, благодаря научным открытиям. Неформальная организация образуется "человеческим фактором”, ибо невозможно представить себе распределение симпатий и антипатий внутри организации в приказном порядке, чтобы кому-то предписывалось, относится почтительно к индивиду, не пользующемуся уважением товарищей. Помимо этого имеется некий предел, за которым усиление формализации дает отрицательный эффект: каждый член организации не хочет быть безликим "колесиком и винтиком” - слепым исполнителем чьих-то властных амбиций. Нормальный работник всегда хочет иметь несколько степеней свободы в том, что касается способов выполнения возложенных на него должностных обязанностей, где бы он мог проявить свои способности, инициативу, т.е. утвердить себя в глазах окружающих как личность. И создание таких организационных условий для продуктивной работы подчиненных рассматривается как целевая задача менеджера и вместе с тем как действенный метод мотивации персонала. При этом улучшаются и организационные условия труда самого менеджера: строя свои взаимоотношения с подчиненными на доверии, он освобождает себя от необходимости вмешиваться в детали, вникать в разбирательство мелких вопросов, какие в противном случае могут "засосать” его в текучку, где легко упустить из вида главное.

Негативным в неформальной организации является её проявление не в дополнение к формальной, а вопреки положениям формальной, когда её отнюдь не устаревшие и не отмененные акты нарушаются. Типичны такие отрицательные проявления неформальной организации как административные правонарушения, под которыми понимают действия либо бездействия, посягающие на установленный и охраняемый государством порядок, и лица их, допустившие обычно подвергаются штрафам. Более строгим мерам наказания подвергаются лица, переступившие через ограничительные "пороги” законодательных норм, особенно совершившие уголовно наказуемые деяния. Наиболее негативны как представляющие наибольшую опасность для общественного порядка отступления от норм и правил формальной организации общества, находящие свое выражение в организованной преступности. Её шайки или группировки, "как правило, представляют собой небольшие, легко распадающиеся группы с неформальным и часто сменяющимся лидером; лишь некоторые из них обладают формальной организацией, в которой существуют возрастная иерархия и в качестве обязательного элемента – лидерство”.

Достоинствами же неформальной организации являются:

- компенсация неполноты формальной,

- обеспечение возможностей совершенствования, так как любая новая идея первоначально возникает неформально - в головах творчески мыслящих специалистов и управляющих. Поскольку человеческие отношения не лежат на поверхности, постольку неформальную организацию уподобляют, в отличие от формальной, подводной части айсберга. Это значит, что для изучения её при анализе организации приходится пользоваться опросными методами, тогда как представление о формальной может быть составлено на основе изучения организационных документов.

Формальная организация в масштабе всего общества воплощается в нормах права, находя свое выражение в правопорядке, который зависит от того, сколько и каких законов и подзаконных актов в нём действует. Поэтому правовая государственность характеризуется наличием развитого и разветвленного по отраслям права законодательства, исключающая существование в правовом пространстве общества "белых пятен”. Так, отсутствие некоторых "рыночных” законов в нынешней России оказывается тормозом для зарубежных инвесторов. Из других признаков правовой организации государства и общества отметим:

- примат основного Закона - Конституции страны или конституционность законов;

- разделение компетенции органов законодательной, исполнительной и правоприменительной власти;

- контроль общества над всеми ветвями власти и возможность отзыва функционера, не оправдавшего доверия избирателей;

- равенство всех физических, должностных и юридических лиц как субъектов правоотношений перед Законом, гарантия основных прав;

- независимость судей, гарантируемая ликвидацией "телефонного права” и обеспечением их личной безопасности;

- законность решений, вырабатываемых органами власти и управления.

Таким образом, институт права созидает нормы - ""правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, устанавливает созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми”. Размер законодательных ограничений или "ширина рамок” зависят от особенностей социальной среды, для применения в условиях которой они предназначены. То же самое относится и к отдельным нормам права, которые при одинаковой структуре, включающей гипотезу, диспозицию и санкцию, в разных социумах могут различаться последней. Так, например, в странах объединенной Европы отменена смертная казнь, и они требуют этого же и от других государств, желающих к ним приобщиться. Но в ряде бывших коммунистическими стран слишком велик уровень преступности, в том числе тяжких, совершаемых с особенной жестокостью умышленных убийств. Здесь проявление гуманности по отношению к преступнику, оборачивающаяся дегуманизацией относительно его жертвы или её родственников, воспринимается как однобокая и преждевременная. Конечно, смертная казнь – не мера наказания, а возмездие за преступление. Что касается наказаний за воровство, принявшее тотальный характер в постсоветской России, то многие видят выход в том, чтобы заимствовать норму обычного мусульманского права, согласно которой преступнику, в зависимости от числа совершённых им краж, последовательно укорачивают руки.

Образуемые институтом права поведенческие рамки, упорядочивают деятельность всех субъектов правоотношений, в том числе и органов власти и управления. Метафорически их называют "клеткой для власти”. Причем, ""Клетка” эта необходима вовсе не потому, что во власть приходят заведомо плохие люди. Просто само властвование – такая особая деятельность, что обязательно должна быть сдерживаема, кто бы у власти ни находился”. Но вместе с тем не следует абсолютизировать жесткость прутьев клеточной решетки. Например, "формальная организация государственной службы и отдельных служб, определенная законом и нормативными актами, не может отразить процесс функционирования служб, так как это – сложные системы, состоящие из индивидов и групп, между которыми устанавливаются отношения, распределяющие и перераспределяющие власть и влияние и которые вовсе не обязательно соответствуют месту каждого и каждой в официальной структурно-организационной схеме: также неформальные отношения связывают их и с пользователями”. Иначе говоря, не всё может быть формализовано.
(295) Число Ответ